Как Ника стала Украиной или Метаморфоза идола

Сентябрь 17, 2012 в Наш Харьков, Новости, Рекомендуем, Статьи

22 августа в Харькове, на площади Конституции, несмотря на протесты Православной общественности, был открыт памятник независимости Украины. От языческой богини Ники этот памятник отличается лишь наличием тризуба на постаменте.
В церемонии открытия принял участие президент Украины Виктор Янукович. Стоя спиной к монастырю, президент

отметил: «Монумент, который мы открываем накануне Дня города Харькова, символизирует исконную мечту наших предков о свободе».
Резонный вопрос — не уж то древних греков? Ведь, как известно, казаки первым делом ставили храмы Покрова Богородицы. Так было и в Харькове. Но теперь в Харькове Ника-Украина заслонила собой самое старое каменное здание города — Покровский собор, построенный взамен деревянного в 1689 году спиной, к которому и стоял Виктор Федорович.
Так же, по словам президента, этот памятник «должен вдохновлять на новые свершения во имя Украины!» Но вопрос, а как быть со второй Заповедью: «Не сотвори себе кумира»?
Бог вечен, а Украине сколько лет?
Снесли девочку-подростка Украину на площади Розы Люксембург. Теперь девочка подросла, стала девушкой. Но на что может вдохновить беспечная хрупкая богиня Ника-Украина с ее безрассудным прыжком на столь неустойчивом основании как шар. Если мы продолжим ее движение, то после такого прыжка на шаре падение неминуемо.
Видимо скульптор Александр Ридный не надеялся, что кто-то в Википедии способен набрать Зевс и обнаружить, что в Эрмитаже есть скульптура Зевса, держащего в руках бронзовую Нику на шаре, которая от творчества Ридного отличается лишь деталями.
Янукович поблагодарил создателей памятника. И получилось, что Виктор Федорович сам того не ведая поблагодарил не только скульптора Ридного, но и древних греков.

Еще в мае 2011 года на общественных слушаниях мы передали главному архитектору города Харькова С. Г. Чечельницкому предложение поставить памятник Харьковским Святым и Покрову Пресвятой Богородицы. Мы обратили внимание на то, что «Свято-Покровский монастырь являлся и является духовной доминантой нашего города, поэтому установка памятника перед монастырем идейно и композиционно обоснованна.
В декабре 2011 года на приеме в Генеральном Консульстве РФ в Харькове мне довелось обсудить этот вопрос с губернатором Харьковской области Михаилом Добкиным. В ходе обсуждения Михаил Маркович сказал, что это памятник Украине и что его уже отлили. Можно было б согласиться, если бы композиция с Никой-Украиной не являла собой пример грубейшего плагиата.
Но если это не плагиат то, значит, Зевс держит в руках Украину! А это все меняет на корню! Потуги Ющенко доказать древность украинской нации, потряхивавшего битыми трипольскими черепками на этом фоне детский лепет. Украине не просто как минимум две с половиной тысячи лет, но и по уровню древней материальной культуры мы впереди всего человечества.
Но видимо плагиат — это уже некий новый харьковский бренд. Рядом с Никой (будем называть вещи своими именами) скоро достроят пример другого явного плагиата. К реконструируемому историческому музею пристраивают стеклянный павильон, который является копией еврейского музея в Берлине. Архитектор Либескинд вдохновлялся образом еврейского шалаша сукка, который возводился из кустарников и веток деревьев еврейским народом к празднику Суккот. Интересно, чем вдохновлялись харьковские авторы, если результат получился одинаковым? К слову, харьковский памятник влюбленным подозрительно похож на паямтник на острове Чеджу в Южной Корее.

Но возникает вопрос, где же церковные власти? Почему не слышно реакции Харьковской Епархии на установку Ники-Украины?
Как-то в интервью газете «Сегодня» пресс-секретарь Харьковской епархии Вячеслав Потапов отметил, что «Церковь с памятником не воюет». Хотя ему ли не знать, что идолы падали по молитвам святых и когда, к примеру, святой Спиридон Тримифунтский ступил на землю Александрии, в городе пал самый почитаемый идол.
Реакция со стороны Епархии была, но она была очень взвешенной. Письмо в городской совет с пожеланиями памятник не возводить было отправлено не на стадии обсуждения, а с большим опозданием. В итоге ни народ, ни власти позицию Церкви не услышали.

Что делать в подобных случаях представителям церковной иерархии наглядно показал святитель Митрофан Воронежский, который своей твердой позицией сломал волю не кого-нибудь, а Русского императора Петра Первого и привел его к покаянию. Святитель отказался посетить воронежский дворец царя из-за находившихся в нем языческих статуй. Когда разгневанный Петр стал грозить ему смертью, святитель начал готовиться к ней, предпочитая умереть, нежели одобрить неприемлемые для православного человека языческие ритуалы. Исповедничество епископа устыдило Петра, который стал почитать его как святого и когда святитель почил в глубокой старости, то царь своими руками помогал нести его гроб.
В нашем случае, если бы объявили по храмам и собрали на митинг протеста несколько тысяч верующих, которые в большинстве своем голосуют за ПР, то накануне выборов это могло остановить городские власти.
Но возвращаясь к нашей теме, отметим, что если бы заказчики памятника увидели оригинал из Эрмитажа, то вряд ли поддержали данный проект. Еще и потому что наглядно могло выявиться, что Ника не верховное божество, она весьма мала и Зевс, держащий на ладони шар с Никой, обладает атрибутами верховной власти: скипетром, орлом и восседает на троне. Все эти атрибуты присущи одной соседней державе. И в этой аналогии можно усмотреть будущее неминуемое — возвращение под державную руку Москвы.
Но кому нужен культ незалежности? На востоке Украины он не пользуется широкой поддержкой, здесь он необходим в основном тем, кто оказался на вершине социальной лестницы. Новоявленным гетьманам не надо держать отчет перед воеводами. Но танцы в украинских национальных костюмах перед греческой богиней лишь выявили глубочайший кризис идеи незалежности. Подтверждение 126 псалма – «Если не Господь созиждет дом, напрасно трудятся строители».
Но что же делать?
Добровольно, а не под давлением обстоятельств и по принуждению СВЫШЕ, вернуться в отчий дом — Единое Отечество, выполнить предвыборные обещания: войти в военно-политический союз с Россией, прийти к обещанному федерализму.

Хорошо, что в Харькове, при поддержке властей ко Дню города, освятили четыре новых храма: святого равноапостольного князя Владимира на Салтовке, Софии Премудрости Божией на Залютино, нижний храм в честь святого апостола Иакова храмового комплекса святой благоверной царицы Тамары в Пятихатках, а так же нижний храм в честь святого мученика Виктора на Салтовском шоссе.
Но можно ли служить двум господам?
Вот в районе площади Руднева за областным судом еще недавно покоился камень, который свидетельствовал, что на этом месте была Архангело-Михайловская церковь.
Но вот недавно проводили реконструкцию сквера, камень исчез, а на прежнем месте не появился. А как-никак церковь была знаменита тем, что в ней молился Петр Великий о даровании победы русскому оружию накануне Полтавской битвы.

Кто-то скажет, ну подумаешь камень, это прошлое, нужно жить будущим, какая от камня прибыль? А если на этом месте кафе построят, то городскому бюджету польза будет. Бывший семинарист Сталин тоже думал подобным образом, уничтожая духовно-культурное наследие тысячелетней Руси. В 1941 году понял, что доигрался, и по свидетельству охранников рыдал в одном из храмов Кремля, вымаливая прощение.
Почему так получается? Потому что отвергнутый камень веры не простой, а краеугольный, у него есть особое свойство — «тот, кто упадет на этот камень, разобьется, а на кого он упадет, того раздавит» (Матф.21:33-44)
Отвергнутый строителями, он неминуемо становится главою угла «Это от Господа, и есть дивно в очах наших?»
Есть законы, по которым даже царям следует жить и умирать.

Вавилонский царевич Валтасар беспечно пировал, упиваясь властью, ел и пил из священных сосудов иерусалимского храма, но был уже «взвешен на весах и найден очень лёгким» эти слова начертала невидимая рука в разгар вакханалии.
Грех в переводе с греческого означает промах, это действие, которое не имеет перспективы. Да, трудно попасть — легче промахнуться, поэтому, как сказано Апостолом Павлом нам нужно увещевать друг друга. Можем ли мы молчать, если молчанием предается Бог. И лишь духовно мертвые до конца противятся обличению.
Через время бронзовый идол окончательно окислится, почернеет, выявит свое бессилие, а на его месте будет стоять памятник Покрова Богородицы и Харьковским святым.

 Председатель ХООО «Русь Триединая»
Сергей Моисеев